Андрей Любов. Обратная сторона памятника

«Философия начинается с удивления»

                                                                                                                                    Платон

В живописи, скульптуре и фотографии иногда приходится сталкиваться с неудачным ракурсом. К сожалению, многие памятники в нашей стране c обратной стороны напоминают надгробия. Да и общее впечатление от них несколько тягостное. Большинство из этих работ были установлены в советское время, и их вид продиктован эстетикой, которая тогда господствовала.

А вот у статуи Дюка де Ришелье, как мне кажется, профиль даже интереснее анфаса, чем и привлекает большинство туристов. У скульптуры есть «изюминка» и не важно, задумывал ли её автор или нет.

Кстати мне, как обывателю, не нравится слово памятник. Обычно в нём много о прошлом (часто не всегда однозначном) и мало о будущем (надеюсь, что прекрасном).

Одесса — город, развитие которого вдохновлено европейской культурой и искусством. Но у этой культуры есть свои источники и основоположники. Центр города похож на многие европейские столицы, но нам никогда не повторить их путь и историю. Мы будем бережно хранить наше наследие, но нам не следует упускать шанс развиваться и создавать новое. Я верю, что Одесса может стать центром современного искусства в Украине.

К сожалению, пока произведения искусства можно увидеть в основном в центре города. В центре находятся музеи, галереи и арт-салоны, там же сосредоточено большинство городских скульптур и памятников.

Мы проанализировали количество публичных арт-объектов в разных районах Одессы.

Приморский — 102 шт.

Киевский — 4 шт.

Малиновский — 1 шт.

Суворовский — 3 шт.

В каждом районе Одессы живет более 200 тысяч человек — норма для крупного европейского города.

Мне кажется, ошибочно воспринимать Одессу только как центр. Мне хочется, чтобы жители и приезжие могли находиться в окружении искусства все время, а не видеть его только в музеях и галереях.

Конечно, центр традиционно является средоточием культурной жизни во всех городах.  Но, несмотря на это, очевидно, что арт-объектов в спальных районах критически мало.

Задача власти и одесситов, содействовать тому, чтобы во всех районах города появилось как можно больше объектов паблик-арта. Наравне с развитием музеев , публичное искусство очень влияет как на повышение культурного уровня жителей города, так и на увеличение количества туристов.

Конечно, сейчас страна переживает тяжёлые времена. Но тут вспоминаются слова Черчилля, произнесенные при приеме бюджета: «Если нет расходов на культуру, то зачем мы воюем!». По-моему, они актуальны и сегодня.

Радует, что сейчас в городе действует «Общественный бюджет» — мы видим на улицах Одессы скульптуры, установленные в рамках этого проекта. Но для привлечения туристов в миллионный город этого очень мало.

Значимым событием я считаю установку в Суворовском районе инсталляции  «Любовь» Александра Милова. В 2015 году она произвела фурор на фестивале Burning Man в США. Я думаю, теперь у многие захотят приехать в Одессу, чтобы посмотреть на этот арт-объект.

Какой выход? В середине прошлого века, окончив войну, в США и странах Европы ввели простую и интересную систему.  По закону, 1% от стоимости застройки выделяется на искусство в общественном пространстве. В результате экономятся бюджетные средства, а город наполняется культурным контентом. А пока у нас большинство парков и улиц украшается за счёт меценатов.

Возвращаясь к теме удачных и не очень ракурсов, хочу высказать своё мнение: главное, чтобы скульптура не была банальной. Пусть она будет смешной, грустной, странной, но главное — не совсем понятной. Ведь только в этом случае возникает интерес и желание долго разглядывать и рассуждать о произведении искусства. Здесь мне хочется привести цитату Кандинского: «Нет большего зла, чем понимание искусства. Два вековечных и вечно юных закона сопутствуют всем движениям духовного мира: боязнь нового, ненависть к ещё не пережитому и стремительная склонность привесить к этому новому, к ещё не пережитому убивающий жизнь этикет.»

В заключение я предлагаю читателям представить Одессу в будущем через десять- двадцать лет: каким станет город? Какое место в жизни одесситов будет занимать искусство, какими будут развлечения, какая будет индустрия? Надеюсь, что совместными усилиями мы сделаем Одессу городом воплотившейся мечты с комфортным уровнем жизни и яркими эстетическими впечатлениями.

Андрей Любов